В сердце каждого на’ви песни занимают важное место. История Пандоры сохраняется двумя способами: через хранилище воспоминаний Эйвы, где содержится память о всех, кто когда-нибудь жил и устанавливал с ней связь, и через сказания и песни.

На’ви, подобно ирландским бардам или древнегреческим сказателям эпосов, сохраняют свою историю в устном, а не письменном виде, и помнят об усопших не по надгробиям, а по рассказам об их жизни, звучащим в песнях клана.

В отличие от представителей аборигенных культур Земли, у на’ви песни, сопровождающие работу по дому, такую как ткачество, готовка пищи, воспитание детей и игры с ними, поют и мужчины и женщины.

Песни дерева Клана не такие ритмичные, как охотничьи и боевые песни, и часто не обладают выраженным размером. В них используется очень широкий вокальный диапазон, часто до треъ октав (хотя у самих на’ви понятие октав отсутствует). Во многих песнях дерева клана встречаются накладывающиеся друг на друга музыкальные фразы, получающиеся когда в разное время разные исполнители начинают исполнять одну и ту же основную мелодию с разным темпом и ритмом (такая манера исполнения известна как гетерофония). Этот стиль отлично подходит для музыкального сопровождения индивидуальных занятий вроде починки одежды, сбора еды и рыбалки.

Хотя обычно домашние песни не очень ориентированы на ритм, обычно во время совместной работы – особенно при ткачестсве и приготовлении еды – ритмичность их исполнения повышается. При такой работе на’ви часто занимают себя беседой и пением.

Большая часть песен Клана предназначена для ткачества, поскольку это – одно из основных повседневных занятий общины. Ткачи могут работать двумя способами – либо на индивидуальных маленьких станках, когда мужчины или женщины разбиваются на небольшие группы, либо на одном из гигантских станков, натянутых между полом и потолком общего зала дерева Клана, на котором трудятся сразу шесть или семь на’ви. Многие ткацкие песни исполняют мужчины и женщины, работающие на индивидуальных станках. Темы песен варьируются от охоты до разных новостей и обсуждения лучших партнеров для пары (некоторые песни, исполняемые пожилыми женщинами носят откровенно непристойный характер). Во многих песнях восхваляется красота мира на’ви и их племени.
ком ритм станка задает ритм песни. Обычные ткачи создают самые устойчивые ритмы и могут петь за работой самые сложные мотивы.


При работе за ткацким стан
Песня ткача
Ритм дождя и солнца,
Ночи и дня,
Ритм годов,
И биения сердец,
Сердец моего народа
Звучит во мне,
Звучит во мне,
Томмпая като, тсавкея като,
Трра си тксона
Си айзисита като,
Си’эконг те’лана
те’лана ле на’ви
Оэру тея си,
Оэру тея си.
Я сплетаю ритм


Во время приготовления пищи, когда члены клана колотят пищу икут’сей (колотушками для мяса), колотушки создают ритмичный стук, аккомпанирующий женским песням. Каждая колотушка издает звук своей, соответствующей размеру, высоты (практика объединения музыкальных инструментов, издающих звуки разной высоты, нашла свое отражение в конструкции барабанов под названием умили яхмка т’русу). Работники бьют икут’сей так, чтобы создавать переплетающиеся между собой ритмы и исполняют мелодию, которую, затем дополняют другие работники. Погремушки, приделанные к икут’сей, находятся там вовсе не для музыки, но, тем не менее, добавляют к ритму приятный фоновый звук.

Лингвистический стиль навийсих песен дерева Клана отличается от стиля боевых и охотничьих песен тем, что в нем не выделяются характерные для речи на’ви  гортанные смычки и смычно гортанные согласные. Во многих случаях (особенно при исполнении колыбельных) определенные слоги пропускаются, чтобы уменьшить число гортанных смычек и прерванных согласных и сделать песню мягче. Со временем эта манера привела к утрате смысла определенных песен, поскольку их изначальные слова были изменены до неузнаваемости.